Мнение о книге «Тенеграф»


  Вы знаете, что на самом деле «тень»? Эту простую, на первый взгляд, мысль развил Кшиштоф Пискорский в романе — «Тенеграф». Книга вышла на польском в 2013г, у нас, на великом и могучем, в 2017г.

Сюжет рассказывает о событиях, участником которых стал фехтовальщик - Арахон И`Барртора. Арахон за три десятка лет жизни только и знал, что махать своей рапирой. И орудует смертоносным оружием не плохо, свидетельство тому: он прошел войну и стал героем. Правда слава его быстро побледнела, и в городе, где каждый второй мастер шпаги, он становится учителем фехтования. Живет он в портовом городе Серива. Но спокойной жизни конец! Все переворачивается, после появления одной вещицы — тенеграфа.

Для начала познакомимся с городом. Потому что, он живет своей жизнью. Надо дать должное автору, город получился. Серива — место в котором уживаются босота и дворянство. В этом городе правит малолетний король, поддерживаемый самыми богатыми родовыми домами — грандами. И вроде видели мы такие города в книгах. Но. Тут есть «тени». Если в реальном мире тени, это тени. Простите за тавтологию, то в мире Арахона И`Барратора, тени — это плохо исследованный мир. Точнее связь с «тенепространством». В этом пространстве, по мнению местных, живут злые копии людей. В свою очередь, каждый человек опасается скрещивать свою тень с чужой, иначе произойдет «слияние». При таком слиянии человек теряет часть себя и впитывает сущность другого. В городе правят гранды, инквизиция и наемники.

История начинается с изобретения доктора Хольбранвера — тенеграфа. По сути «тенеграф» - стекляшка, на которой изображена тень. А вот кому этот предмет мешает и для каких целей это изображение — сюжет книги.

При прочтении книги сразу бросается испанский колорит. Имена, стиль, любовь к фехтованию и сильным женщинам. Думаете будет испанская мыльная опера в стиле «Зорро»? Не могу сказать, что вы ошибетесь. Это очень нестабильное полотно. Могу даже сказать, что некоторые сюжетные повороты ссылаются на «стечение обстоятельств». Когда обстоятельств много это превращается в закономерность.

Главный герой Арахон истинный мучачос — испанец до костей. Я бы не удивился, если сказали, что он спит не с женщиной, то спит в обнимку с рапирой. Ему всего 32 года, но он уже насмотрелся этой жизни. У него на лице печать интеллекта с измученностью старика. Его жизнь с детства, до краев, наполнена тренировками фехтования. Его ранняя история в романе не особенно раскрывается, мы можем только отрывками судить о жизни. На протяжение книги мы видим его как, раскаивающегося убийцу. Каждая смерть от его руки, записана в голове и оплакана. Он уже состоявшийся взрослый мужчина, в романе мы не увидим его развитие — этого не нужно. Местами он вспоминает, что такое молодой пылкий задор, этого достаточно.

Погибнуть в бою со спущенными портками – это наверняка превратило бы его в легенду, но уж такая слава ему точно была не нужна.

Другие персонажи прописаны со своей «характерностью». Не всегда я находил оправданность поступков, больше навязанные действия. Стереотипные действия. Или я не понимаю, я же не испанец?

Описывая жанр, хочется сказать: «магический реализм». В лучших традициях латино-американского романа. Но, не забывайте, что пишет то, поляк. Сдержанный магический реализм, из начала книги разбивается об - «science fantasy» представителя польского фэнтези! Появляется дерзкий поворот в сюжете.

Автор, по маленькой ложечке, цедит детали про «тенепространство». Как скупая старуха на рынки, боится, что мы узнаем о товаре больше чем надо. И это правильный ход. Каждая деталь иного мира, нас завлекается и мы боимся, пропустить важное. Если первая часть книги, это сухая история с элементами фэнтези, то вторая вас обрадует.

Я уж было заскучал на середине. Неспешный сюжет, с понятной линией. Испанский мужчина крошит недругов с помощью холодного оружия — было такое. Непонятная драма линия с донной Иорандой — притянутый за уши трагизм за её мужа. Ребенок, обучая которого, он думает о смерти...

И я был очень удивлен водоворотом событий, которые заставили открыв рот читать продолжение первой половины. Вторая часть отличается красками и атмосферой. Мы все чувствуем с героем книги. Свежий глоток воды в знойный день. Автор подходит к описанию деталей с научной точностью. Каждый шаг взвешен и логичен. Сюжетная линия начинается обретает форму и сложную конструкцию. «Магия» обретает конкретные данные из которых, можно делать выводы.

И когда вы думаете, что сюжетный поворот слишком резкий, то осознаете, что впереди бешеные гонки.

Автор пытался масштабно развернуть войну, у него не получилось. Получился конфликт между фехтовальщиком и несогласными с ним. Инквизиторы, которые как бы имеют влияние, выглядят жалко. Гранды даже не показывают своего носа. Какие-то «силы» заочно всех сильнее и страшнее. Но и они выглядят как горстка воинов.

Я не могу уловить основную мысль. У каждого есть своя внутренняя часть, которая не даст тебе угаснуть? Выглядит поэтично, но это я выдавил, за неимением другого. А вот что получилось в этом произведении, так это главный герой. Он статичен — в этом его прелесть. Он не предается иллюзорным фантазиям. У него есть свои страхи и слабости. Читая не испытываешь широкий диапазон эмоции, но он затрагивает главное. Честь и отвага. Любовь до гроба. И мысль — что у всех свои мотивы. И их надо принимать.


Читаем хорошие книги.


P.S. Но обложке книги можно представить Михаила «Тысяча чертей!» Боярского.